Долгожданная премьера филма "Газгольдер" наконец то состоялась 24 апреля в кинотеатре "Октябрь". Предлагаем вашему вниманию очень интересное интервью Василия для портала "Кино-Театр.ru".
"Василий Вакуленко: «Мы просто фанаты, которые хотели сделать что-то необычное»"
24 апреля в прокат вышел криминальный рэп-фьюжн «Газгольдер», участие в котором приняли все более-менее актуальные представители популярного музыкального жанра. Кино-Театр.ru встретились с идейным вдохновитилем проекта, основателем и владельцем лейбла Gazgolder Василием Вакуленко (он же Баста, он же Ноггано, он же N1nt3nd0) и поговорили о его новом фильме, Иосифе Кобзоне, ЛСД, референсах, ненормативной лексике и о том, чего ждать от зрителя.В какой момент и почему вы решили снимать кино?Случайно, спонтанно. Возникла сумасшедшая идея. Мы даже не имели представления, как этим заниматься. Захотелось сделать что-то большее, чем музыка и клипы. У нас было много музыки и идей для сценария - почему бы не превратить все это в кино?
Как вы постигали азы сценарного мастерства и режиссуры?Да никак. Это же видно в нашем кино. Все получилось отчасти благодаря тому, что один мой друг имел все-таки представление о конечном результате. Как ни крути, закон жанра прост: начало, середина, конец. Вводные данные, характеристика образов, конфликт, максимальное нагнетание и так далее.
Ну это простейшая теоретическая основа. Люди годами учатся писать истории соответственно этой формуле. Кто-нибудь из вас занимался получением какого-то образования в этой области?К сожалению, нет. Просто мы знали, какой должна быть история, как разложить ее, чтобы она была максимально внятной. Сидели всей компанией и обсуждали, что нам нужно: герои, антигерои, задача, сверхзадача, решение. Но самое главное, как бы это сказать...честность. Мы не могли предстать перед нашими зрителями в образе замечательных пушистых героев, типа Тимура и его команды, которые борются с постоянно нависающим злом. Здесь нужно было все-таки что-то такое среднее найти - и себя показать такими, какие мы есть, и тех антигероев, с которыми мы боремся.
Вы стремитесь к некой брутальности, пытаетесь отразить жестокую реальность, но при этом у вас хэппи-энд.Ну так ведь не всегда торжеством зла все заканчивается. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что и такие удивительные вещи происходят. Самые фантастические концовки могут стать реальностью.
Что ты считаешь неудачей в этом фильме?Неудачей ничего не считаю.
Ну что-то, что можно было заметить раньше и доработать?Много чего, но я просто такой человек, которому ничего не нравится из того, что сделано. Есть слабые места, на мой взгляд, не до конца проработанные. Со звуком я бы еще поработал, конечно. Сделал бы покачественнее, занялся бы липсингом.
Да, диалоги порой было не разобрать.Презентация в "Октябре" - это последнее, что может человек делать со своим фильмом. Когда мы завершили работу над "Газгольдером" я думал "ну, по крайней мере, звук всех разорвет". И когда я сел в "Октябре" смотреть фильм, на первых секундах я просто о***л, нет других слов. Это был провал: ничего не разобрать, музыка орет. Оказалось, что фильмы "Вий" и "Сталинград" пережили такую же трагедию в "Октябре". Потому что настройка звука просто ужасная. Слава богу, в остальных кинотеатрах звук нормальный. Я вообще сторонник того, чтобы этот фильм смотрели дома и послушали внимательно всё, что там есть. Там очень много аллюзий, много интересных вещей, которые в кинотеатре просто не улавливаются и вообще, на первый взгляд, кажутся сумбуром, ералашем. Со мной девочка одна сидела на премьере, и она постоянно мне говорила "Кто это?... откуда?... кто эти?... они как?" А там все очень круто заплетено и все несет свой смысл. Может быть, это не сразу считывается...
Эпизод с лесбиянками кажется абсолютно вырванным из контекста. И выглядит довольно провокационным.Нет. Я вот именно о нем и говорю. Там все на своем месте. Когда я смотрел фильм в студии, мне нравилось, история гармонично входила в сюжет, это же рассказ о том, как люди приходят в нашу жизнь и уходят. Моргнул - а его или ее уже нет. Но получилось немного сумбурно, и я сам увидел, как это по-другому смотрится, правда. Я не буду лукавить, говорить, что в этом есть какой-то скрытый смысл и изюм. Сразу скажу - фильм распадется на 20 самостоятельных клипов.
Я сам к этому кино отношусь как к такому большому эксперименту в своей жизни. Чтобы никто не думал, что мы строим из себя мастодонтов. Это же понятно, что мы просто фанаты, которые хотели сделать что-то необычное. Все ж думали, что это будет такая история про Васю-рэпера из Ростова-на-Дону, с тяжелого района, трудное детство. Но вот он все-таки сумел, и слава богу, дай бог ему здоровья...Ну я после этого жить бы не смог, людям в глаза смотреть.
То есть ты сразу понял, что у вас будет фикшн?Я понял сразу, что обо мне фильма не будет точно. Потому что фильм о себе - единственное, чего я не хочу. У меня совесть на месте пока.
Кто писал сценарий к фильму?Это был коллективный труд. Если рассказать, как все это писалось, никто ж не поверит. Это был фристайл, 70 процентов диалогов писалось прям на съемочной площадке. Потому что задача была тяжелейшая - нужно было играть самих себя. Это ж вообще невыносимо. То есть сыграть милиционера или сантехника я могу. Плохо или хорошо - другой вопрос. А вот сыграть себя, как я разговариваю во всех этих ситуациях - это п****ц. Так что мы не заучивали ничего почти. Стояли и читали по бумажкам то, что написали там же.
Были какие-то консультанты у вас?Консультантов море было. Но чтоб ты понимала: вся история с выводом денег в оффшор, с ограблением банка, с задержанием, штуромом этой студии - это все стопроцентная реальность. Это все происходит именно так, как у нас в фильме показано. Задержание в метро, где мне мешок на голову надевают - это делается именно таким образом. Никогда не подходит к тебе в метро вежливый человек и не протягивает удостоверение со словами "Это ФСБ, вы задержаны". Преступника очень долго ведут, подсаживаются к нему в процессе его движения в метро по одному-два человека, отодвигают посторонних людей, а потом в одну секунду - мешок на голову. Могу любому человеку с уверенностью сказать, что он ничего не сможет с этим сделать. Я даже, зная, что меня сейчас будут вязать, когда мы снимали эту сцену, не смог оказать сопротивление. В нашем сценарии много историй, для реализации которых нам нужны были консультанты и профессионалы. Погоню нам ставил француз Сирил Дюфо - человек, который ставил трюки в фильме о Джеймсе Бонде и "Идентификации Борна". У нас в монтаже погоня на 40 минут - там бомба, просто не влезло все.
Какими фильмами вдохновлялись в процессе работы над "Газгольдером"?Много голов, людей, которые решали. Мне нравится, что это кино не похоже на что-то конкретное. По крайней мере, одним словом сказать, на что это похоже, нельзя. Референсы существовали, естественно. Но вот в чем проблема: когда ты берешь референс - все равно это твое субъективное восприятие материала, который ты через себя пропускаешь. Не факт, что все остальные видят это таким же образом. К фильмам Гая Ричи я спокойно отношусь, но вот в "Большом куше" операторская работа, решения по свету, по напряжению, по передаче фигур, по общей динамике и интересным движениям камер - мне очень нравится. А так никаких конкретных примеров не было у нас. Сцена с галлюцинацией в театре - это вообще ...я не знаю что это и откуда. Но мне очень понравилось. Мы еще среднюю часть вырезали, где я в образе Наполеона стою. Мы очень сильно навалились на эту сцену, нагружали ее всякими смыслами, и я думаю, что это где-то понятно. В интернете будут доступны все части полностью. У нас был соблазн снять ЛСД-трип с невероятными галлюцинациями, собаками и крокодилами. Но ведь самый страшный трип - это когда ты не понимаешь, что ты в трипе.
А ты брал на себя принятие каких-то серьезный решений касательно фильма в одиночку?Нет, только коллективно. Ну вот разве что для сцены в театре я сам придумал свой образ. И этот образ должен был быть такой редкостной мразью, как чиновники, которых мы видим. Эти замечательные люди, которые с тобой играются как с мышкой.
С какими сложностями вы столкнулись в процессе работы над фильмом?Запись звука.
А как же съемки погони?Ну, допустим, погоню по городу мы снимали так: сделали просто несколько пробок, трюковые машины стояли в нужных местах, и по ним прыгали герои.
А вы без договоренности снимали?Да нам бы никто и не разрешил это сделать.
А риск огрести за это?Существовал. Но люди в пробке как-то с пониманием отнеслись. Это было в районе Бауманской, Басманной и Елоховки. Там были кипятки, конечно, но я подходил лично и просил, надеясь на понимание. А по-другому мы бы и не сняли. Согласовывать это со всеми на свете - мы бы сошли с ума. Никто бы не дал в центре Москвы такие бега снять. Вот мы нашли свой метод.
Как вы уговорили Кобзона сниматься в вашем фильме?Это мой друг разговаривал лично. Я до конца не верил, что он согласится, но ему большое спасибо за юмор, за самоиронию. Иосиф Давыдович показал, что он - величина.
Были ли какие-то медийные фигуры, которые отказались участвовать в вашем фильме?Все, кого мы хотели видеть в нашем фильме - там есть. Помимо медийных личностей нам очень помогали наши сочувствующие друзья, которые предоставляли нам локации, банки, офисы, машины просто за фан, безвозмездно. Больше половины актеров - вообще не актеры. Допустим, одного из братьев Паршиных, того что в очках, сыграл мой крестный. Банкир, который деньги в оффшор переводит - это реальный банкир, он тут неподалеку (от клуба "Газгольдер" - прим. ред) работает.
Так кто срежиссировал-то в итоге?Иван Курский. Это большая веселая трудоемкая, но интересная работа, в которой все принимали активное участие. Это был фристайл с построением каждого кадра на площадке. У нас даже раскадровки не было. Мы приходили на место, ставили свет, звук и начинали двигать кадр. Это нравится, это не нравится. Поэтому сняли очень много материала, который не вошел в монтаж, ну просто неимоверное количество. Каждой сцены в фильме есть по три-четыре версии. По три-четыре локации, разный свет, разные ракурсы. Мы могли, конечно, пойти путем профессионалов, но мы так просто не умеем. Операторы Леша Куприянов и Игорь Гринякин - люди с образованием, хватались за голову: "Мы так не работаем! Что вы творите! Можно хотя бы понимать, что мы будем снимать?". Вернусь к Сирилу, который ставил сцену погони. Мы всё переживали, что мы такие...лохи немного. На что он нам сказал: "Люк Бессон снимает именно так. Звонит и говорит, чтобы мы приезжали в Марсель снимать погоню в порту, бегать по складам. Потом за час до съемок звонит и говорит, что передумал и нашел под Парижем замечательное место, всем срочно туда". Ну после этой истории мы успокоились как-то.
Вы планируете продолжать снимать кино этим же составом ?Следующие работы будут, я просто не знаю когда, но сто процентов они будут. Только теперь мы сделали работу над ошибками, нам стало понятно, где мы осеклись, где наши слабые места. Эта работа нас закалила неимоверно. Я знаю о работе с кино теперь все: с первого гвоздика на площадке до покраски, сведения звука, распределения копий по кинотеатрам, получении прокатного удостоверения.
Как вы получили прокатное удостоверение, учитывая все особенности фильма?Опираясь на закон. Это удивительно, но получилось же. Были не то чтобы проблемы, просто длительные консультации, переговоры с людьми, которые дают удостоверение. Я не могу сказать, что у нас там трехэтажный мат каждую секунду. Там все достаточно гармонично и на своих местах. Все ждали, что у нас много внимания будет уделено теме наркотиков. А у нас капля ЛСД только, которая, по сути, является вводным элементом для создания конфликта. А по поводу закона о запрете ненормативной лексики в кино, театре и литературе: он, во-первых, еще не вошел в силу, а, во-вторых, я уверен, что будут поправки.
Какой реакции на фильм ожидаешь?Как любой нормальный человек, жду хорошей реакции, что всем понравится, все будут говорить "Классно, давайте еще снимайте". Но, как научила меня моя музыка, нужно готовится к разрыву, к критике. А она уже есть. Больше же пугает не критика, а грязь. К критическим замечаниям я готов, просто я-то сам знаю, где мы ошиблись. А что мне могут сказать критики большого кино, знатоки и профессионалы? Мы сделали все на сто процентов, не экономили на съемках, на качестве кадра, на звуке и были максимално честны с нашими преданными фанатами. Не отъюзали их, сняв все на мыльницу и заявив "ой, это кино мы придумали такое, у нас вот арт". Все было честно, и, как мне кажется, в кадре это видно.
Интервью взяла Женя Шабынина